Персональный сайт Татьяны Дреевой
Четверг, 12.09.2024, 19:30
» Меню сайта

 

Мастер-класс "Принципы и приемы оформления сцены"

 

Цель: дать представление об основных принципах и приемах оформления сцены.

Задачи: раскрыть понятие "Композиция"; познакомить с основными принципами построения и расположения композиции; раскрыть представление о пространстве и средствах гармонизации формы композиции; раскрыть суть использования цвета в качестве композиционного средства; познакомить с основными принципами и приемами оформления сцены.

Оборудование: компьютер; экран; мультимедийный проектор.

1. Вступительное слово

- Искусство оформлять подразумевает под собой не только наличие хорошего вкуса, но и знание таких многочисленных дисциплин, как рисунок, композиция, стилизация, цветоведение, и умение применять эти знания на практике. Возможно, правда, что великими художниками, дизайнерами, оформителями рождаются, а не становятся, но любой человек может научиться оформлять. Поэтому цель данного мастер-класса - дать представление об основных принципах и приемах оформления сцены.

2. Композиция

- Начнем мы с такой дисциплины, как композиция. Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Это творчество, созидание. Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве, как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме. Опыт показывает, что при отсутствии единства и целостности форма теряет свои выразительные свойства, становится эстетически ущербной. «Кораблик» - неуместно будет добавить в композицию другие элементы кроме как на морскую тему. Само название мероприятия говорит, какие элементы нужно использовать.

2.1. Основные принципы построения, расположения композиции

- Большую роль в эффективности восприятия композиции играет ее построение и расположение. Здесь важно учитывать расположение точки опоры, то есть самого значимого элемента композиции: 1) Если точка опоры находится вверху по центру, то дополнительные элементы композиции должны располагаться внизу под углом 30-45 градусами (направления стрелок); 2) Точка опоры внизу по центру - дополнительные элементы либо вверху под углом 30-45 градусов, либо линией по низу, либо линией с загибом вверх (направления стрелок); 3) При выборе точки опоры в верхнем левом углу, также как и в верхнем правом, дополнительные элементы композиции необходимо располагать либо к центру, либо по верху и по левому (соответственно - правому) краям (направления стрелок); 4) Аналогично дополнительные элементы композиции нужно размещать при выборе точки опоры в нижнем левом и нижнем правом углах (направления стрелок); 5) Если точка опоры находится в центре, то дополнительные элементы могут располагаться в любых направлениях. Единственное условие - должна соблюдаться симметрия в построении композиции.

2.2. Пространство композиции

- Теперь поговорим о пространстве композиции. Пространственную композицию отличает преимущественное развитие в глубину. Эта композиция строится на основе пространственного сопоставления разных пластических (линейных, плоскостных, объемных) форм. Существует очень много различных способов оформления пространства. Для этого используют простые подручные средства: гофрированную бумагу, картон, ватман, сетки, проволоку, цветную бумагу, пластик, обои. Самое распространенное, простое и быстрое средство оформления пространства - оформление шарами или гирляндами из шаров. Также можно использовать баннеры, растяжки различных приветствий и поздравлений, гирляндами из искусственных цветов. Гирлянды, рассматриваемые с близкого расстояния, рекомендуется изготавливать из гофрированной бумаги. Цветы, рассматриваемые с большого расстояния, необходимо делать максимально большими и из плотной бумаги (ватман, картон).

2.3. Средства гармонизации формы композиции

- При составлении композиции также важно учитывать средства гармонизации формы. К ним относятся:

1) Тождество, нюанс, контраст - эти средства характеризуют степень сходства или различия элементов композиции. Сходства и различия элементов выявляются при сравнении по однородным свойствам: по размеру или геометрическому виду. Но несопоставимы размер и цвет. Сопоставление элементов очень важно с точки зрения выявления общего характера композиции - спокойного, сдержанного, или наоборот, резкого, построенного на контрастах. Итак, тождество - не просто схожесть, а аналогию, повтор элементов. Оно может быть полным и частичным. Полное тождество выражает одинаковость элементов по всем их композиционным характеристикам: размеру, цвету, пластике и т.д. Частичное означает в целом одинаковость элементов, имеющих небольшое различие по какому-то одному признаку, например по цвету. Нюанс - слабо выраженное отличие элементов по нескольким композиционным признакам, например: зернистый - мелкозернистый, красный - пурпурный. То есть незначительное отклонение объективных свойств у двух или нескольких форм. Контраст - это резкое количественное различие объективного свойства у форм, доведенное до степени противопоставления. Это борьба начал в композиции. Он дает возможность сильнее выявить свойства каждого из них. Примеры контраста проявляются при сопоставлении: низкого - высокому, светлого - темному, горизонтали - вертикали, фактурному - гладкому, пластически-сложного - спокойному и простому.

2) Симметрия, асимметрия - эти средства определяют положение композиционных элементов относительно ее главной оси. Если они одинаковы по каким-либо параметрам, композиция выступает как симметричная, если в ней есть небольшое отклонение или при значительном различии - как асимметричная. Композиция может включать в себя симметрию и асимметрию одновременно. Виды симметрии: существуют два основных вида симметрии: осевая, зеркальная. Осевая симметрия типична для объемной формы, имеющей центральную, как правило, вертикальную ось, и равномерное расположение дополнительных элементов вокруг нее. Зеркальная симметрия - одинаковое расположение элементов относительно главной оси, проходящей по центру фронтальной или горизонтальной плоскости.

3) Метр, ритм - гармонизация на основе метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении элементов композиции. Чтобы такой порядок состоялся, должно быть не менее трех элементов, хотя начало его могут положить и два элемента. Метр - простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Равномерный, строгий. Наиболее активным средством динамизации является сочетание метра с ритмом. Ритм - более сложное чередование, основанное на непрерывном изменении свойств элементов. Ритму могут быть подчинены не только величина, но и другие свойства формы: цвет, пластика, светотень и т.д.

- Я предлагаю вам просмотреть использование основных принципов и приемов оформления: 1) использование в оформлении  сцена полотен ткани; 2) использование графических изображений и силуэтов в оформлении сцены; 3) использование в оформлении сцены световых эффектов; 4) оформление сцены с использованием экрана; 5) примеры оформления сцены в холодной цветовой гамме; 6) примеры объемного оформления с использованием зеркал.

- Прежде чем оформить любое мероприятие в первую очередь необходимо определить сюжетную линию, тематику мероприятия. Также важно учитывать все: освещение, фон всего оформления, технические возможности учреждения.

3. Цветоведение

- Теперь обратимся к эффективному использованию цвета в построении композиции. С композиционной точки зрения цвет может вызывать у зрителя определенное эмоциональное и художественно-эстетическое впечатление. Это свойство проявляется по-разному. Цвета разделяют на ахроматические и хроматические. К первым относят белый и черный, а также оттенки этих цветов, получаемые от их смешений; ко вторым - цвета спектра, получаемого при разложении дневного цвета, и их оттенки, возникающие при смешении этих цветов. Отдельный цвет спектрального ряда обозначается как тон, а совокупность его оттенков, их общая характеристика - тональность или цветовая гамма. Из всего развернутого ряда хроматических цветов можно выделить три основных цвета: желтый, красный и синий. От их смешения образуются составные цвета: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Вместе основные и составные цвета образуют, так называемый, основной цветовой круг.

Психологические особенности восприятия цвета

- При построении и составлении композиции необходимо учитывать психологические особенности восприятия цвета: Бежевый - теплый спокойный, домашний; Бежево-оранжевый - веселый, легкий возбуждающий; Охра светлая - смягчает рост раздражения; Коричневый - стабилизирует; Темные нюансы коричневого - уютный, примиряющий; Холодный светло-голубой - пассивный, чистый, свежий; Темно-синий - деловитый, серьезный, благородный; Желтый - возбуждающий, коммуникативный, теплый, радостный, подвижный; Желто-зеленый - приветливый, веселый, близкий к природе; Зеленый - компенсирующий, успокаивающий, расслабляющий; Пастельный зеленый - ласковый, мягкий; Голубовато-зеленый - укрепляющий, холодный; Голубой - холодный, свежий, элегантный, легкий, покойный; Серо-голубой - сдержанный; Синий - подчеркивающий дистанцию; Светло-синий - направляющий, уводящий в пространство; Сине-зеленый - подчеркивает движение, изменчивость; Индиго-синий - успокаивающий, серьезный, дистанцирующий; Сине-фиолетовый - серьезный, торжественный; Фиолетовый - далекий, таинственный, холодный, выразительный; Красно-фиолетовый - экстравагантный, таинственный, противоречивый; Пурпурно-красный - экстравагантный, таинственный, противоречивый; Ярко-красный - динамичный, агрессивный, тяжелый, насыщенный, горячий, тревожный; Киноварь (кирпично-красный яркий) - подавляющий; Розовый - нежный, таинственный; Оранжевый - легкий, теплый, яркий, динамичный; Оранжево-красный - возбуждающий, активизирующий, агрессивный; Желто-красный - возбуждающий, активизирующий, агрессивный; Белый - светлый, ясный, легкий; Черный - деловой, серьезный, тяжелый; Серый - пассивный, нейтральный, уравновешенный; Стальной (серебристо-серый) - техничный, прогрессивный, нейтральный.

- Хочется дать вам маленький совет при оформлении сцены старайтесь по возможности использовать не больше трех цветов и оттенков, если того не требует тематика проводимого мероприятия.

4. Заключительное слово

- Сегодня мы вкратце рассмотрели основные принципы и приемы оформления сцены. Их можно использовать не только при оформлении сцены, но и при оформлении различных уголков, стендов и т.д. Надеюсь, что вы в своей практике будете их применять и создавать свои новые, неповторимые.

Спасибо за внимание!


Скачать мастер-класс "Принципы и приемы оформления сцены"

Скачать презентацию к мастер-классу "Принципы и приемы оформления сцены"

» Вход на сайт
» Поиск
» Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
» Архив записей
» Друзья сайта
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Персональный сайт Татьяны Дреевой, 2018-2020 © Сайт создан в системе uCoz, 2024
Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
uCoz